Микростоки и не только

Микростоковый бизнес и иллюстрация, заработок стокеров

Previous Entry Share Next Entry
Этот мир не рухнет!
adekvat

Здравствуй, дружок =) Ты, вероятно, уже слышал новости о том, что стоковый мир вот-вот рухнет и похоронит под своими обломками твои надежды и мечты о свободной жизни и работе по 2 часа в неделю. Отложи-ка своё резюме и давай совершим небольшой экскурс в историю микростоковой индустрии.
-

В далёком 2003-м году отцы-основатели сделали Шатер. Это был вызов традиционной на тот момент бизнес модели по продаже прав на изображения. Первое время микростоки состояли в основном из фотографий средней паршивости и пары-тройки векторов. Тогда-то замученные заказчиком фрилансеры и изголодавшиеся фотографы бросились пополнять стройные ряды стоковых авторов. Чуть позже компанию им составили художники, иллюстраторы, 3д-моделеры и видеомейкеры. Вероятно, вы помните, как на в  ТОПах были работы с 3д золотым чуваком в самых разных позах? Я помню это славное время, так же я хорошо помню почти все ТОПы, которые заполняли первые страницы, тогда ещё молодых Шатера, Айса, Дримса.
-

В этом месте, я бы хотел выделить крайне важную штуку: на стоки пришли: Свободные художники среднего возраста! Состоявшиеся фрилансеры, фотографы, дизайнеры. Все, как правило, со своим свободным графиком и не менее свободным образом жизни. Людей из бизнеса и офиса там практически не было.
-

То были хорошие жирные времена для нашей братии! Оказалось, старина Джон не ошибся, и на огромные стоковые луга ломанулись покупатели. Они сметали всё: фотографии любимых деток, собак, кошек, соседей и невероятные высокохудожественные кляксы, сделанные по очередному заграничному тюториалу.
-

Шли годы. Бывшие свадебные фотографы, которые дёргали правым глазом при слове “ГОРЬКО!” и уставшие от жизни фрилансеры со следами пыток и побоев от своих заказчиков, жирели на глазах. Их друзья и родные не совсем понимали, что с ними происходит, и откуда взялись новые штаны и билеты на самолёт, и почему папа хитро щурится при слове доллар. За несколько лет сформировался среднестатистический стокер: фотаю (рисую) 3 часа в день (это в лучшем случае), гружу раз в месяц. Называется могу работать, могу не работать. И это вторая важная штука.
-

Пока среднестатистический стокер проводил бОльшую часть времени в перелётах и в личных заботах, на сцене появились люди с более бизнесовым мышлением. Понятия не имею, как их вообще угораздило попасть в нашу отрасль! Учителя мне всегда говорили, что дизайн и иллюстрация это вообще не про деньги. Так вот, эти люди зачем-то стали вкладывать всё своё время и деньги в дорогую аппаратуру, моделей, помощников, компьютеры и студии, только для того, чтобы рисовать на стоки! Зачем? Ведь можно было грузить по 10 работ раз в месяц и нормально зарабатывать. Ну, у богатых свои причуды.
-

Годы по-прежнему шли. Появились разныевсякиетам люди (они просили не писать их имён). Так вот, в портфелях этих людей появился и надёжно закрепился контент высочайшего класса, который превосходил разного рода творческие генерации первых стокеров. Вы наверняка помните девушку с широкой улыбкой и наушничками, а также бесконечные рукопожатия на фоне небоскрёбов. Что удивительно: эти люди производили контент с неслыханной на тот момент скоростью! Они набивали свои портфели по 5000 работ в месяц. И какие это были работы - каждая шедевр!
-
Часть стокеров "могу работать, могу не работать" быстро схватила фишку и стали работать усерднее и больше. Эти люди сдали свои билеты, а стали копить на дорогостоящие камеры. Кто помнит те споры и разговоры? Техника для стоков, Можно ли снимать для стоков на мыльницу и т.п. Тут-то и сформировался тип стокеров
"Папа работает", стокеров, которые отказались от частных заказов, съемок свадеб, фрилансов и выходных с понедельника по пятницу.
-

Третий важный момент: сами стоки, наблюдая рост качества и количества базы, а также повышающийся интерес со стороны покупателей и инвесторов, стали всячески оптимизировать подписочные системы и тарифы. Это нормально для молодой не сформировавшейся отрасли! Генри Форда все убеждали, что автомобиль так и останется предметом роскоши и уделом богачей (на тот момент так оно и было), а Форд твердил, что каждый рабочий его завода сможет купить по машине.

Но не все стокеры перестроились. Вместо того, чтобы сесть за рабочее место или повысить свой уровень, эти люди стали всячески противиться реалиям. Они убедили себя и стали убеждать других, что стоками правят глупцы и жадины, а разныевсякиетам отбирают их законный хлеб. Ведь три сотни работ уже не приносили им той радости от вида средиземного моря. Доход падал, маразм крепчал.
-

И вот, прошло без малого 10 лет, и мы попали в наше время. По-прежнему, периодически стоки оптимизируют свои тарифы и выплаты. По-прежнему, из разных уголков земного шарика мы слышим призывы удалиться, убиться, заблокировать, настучать по башне и подобные. То превью слишком большое, то новые тарифные сетки уже посчитали в минус авторам, хотя там чёрт ногу сломит разобраться.
-

И совсем не слышно призывов работать больше, а отдыхать меньше. Почему-то никто не приводит цифр о росте базы клиентов стоков. Почему-то разныевсякиетам люди всё меньше рассказывают о росте своих доходов (как думаете, почему они пропадают?).
-

Однако радует, что в процессе стоковой эволюции появился новый тип стокеров: Фултайм стокер. Для них это такая же работа, как в офисе, обычно больше. Фултайм это не значит 5 дней в неделю по 8 часов 22 дня в месяц. Фултайм стокер - это когда голова 24 часа занята стоками. Стоишь в очереди - придумываешь сюжет. Кормишь ребёнка - делаешь зарисовки. Но и после того, как они начинают получать хорошую прибыль со своих портфелей, навряд ли они изменяют своё отношение к работе.
-

И последняя на сегодня важная штука: так как человеку в принципе свойственно противиться любым переменам - это нормально! Не нормально делать это необдуманно и не разобравшись в ситуации самому. Всегда проще перенять точку зрения "старичка", "гуру", "специалиста" в области. Вообще, вредно пытаться съесть пережёванную информацию с чьих- то уст. Можно и отравиться.

Итого, имеем на сегодня следующую картину:
-


  1. 80% всех стокеров так и остались свободными художниками. Их прибыль осталась такой же свободно-падающей. Приравняем этих стокеров к новичкам по уровню дохода в перспективе 3-ёх лет. Знаю таких, у которых за 10 лет прибыль упала в 10 раз, а портфель вырос всего на 1000 работ (плюс минус). Кстати, многие из них весьма недурно рисуют, но обычно в одном любимом стиле.


  2. 15% стокеров "Папа работает". Это те, чьими работами мы восхищаемся и видим в топах. Там папа (или мама) действительно работают, вкладывая в каждую работу и душу и время. Их доход имеет постоянный рост или, как минимум, остается на достойном уровне всё время. Они имеют возможность уйти в загул, наверное, на недельку раз в месяц без последствий. Здесь хорошим подспорьем в обучении и дополнительном доходе может быть параллельная работа в команде.


  3. 4% Фултайм стокеры. Это настоящие воины, за плечами у них большой профессиональный и стоковый опыт.  Вопросов по рабочему графику не возникает. Навряд ли они будут работать в командных портфелях. И вряд ли продадут свои портфели, так как стоки - любимое дело. Знаем и таких =)


  4. 1% микро-команды, студии и инвесторы. Обычно это люди, выросшие из фултайм стокеров. В перспективе 4-5 лет (если брать за точку отсчёта сегодня), они заработают и на икру и на хлеб с маслом. Будут должны всегда повышать выплаты авторам, всё больше вкладывать в обучение своих команд, Также постоянно должны генерировать новый качественный контент, без остановок, как конвейер (включая выходные и праздники). Если отойти от дел, вероятно, можно путешествовать какое-то время, но придётся отдать своё микро-дело на управление со всеми вытекающими. Честно говоря, стоковые команды это не самое выгодное мероприятие, если хочется только вложить деньги и ничего не делать. Это дело нужно любить.
    -


Отдельно хочу сказать о том, что именно сейчас на стоки со стороны авторов пришли инвесторы. Как минимум, они хотят отбить свои инвестиции в ближайшие 4-5 лет. Почему-то они не боятся постоянных изменений со стороны стоков.
-

На мой взгляд, микростоковая индустрия будет всячески расти, как по базам работ, так и по видам деятельности, а условия лицензирования будут меняться. В ближайшие 5-7 лет доход на одну работу, естественно, сильно снизится, но только для тех, кто входит в "свободные" и молодые 80%. У остальных всё будет хорошо, и их крепкий стоковый мир не разрушится!
-

Любые комментарии и вопросы присылайте по адресу Москва, ул.Стоковая, а/я Работа. Можно так же в комментах к посту, что уж там ;)




Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account